15 марта 2011 года Михаилу Ивановичу Бусыгину исполнилось 80 лет. С именем этого человека — первого генерального директора строящихся предприятий УИ ЛПК и Усть-Илимска - тесно связана история создания экономики и социальной сферы всей Иркутской области. В день юбилея этого государственного деятеля СССР и новой России, Усть-Илимской средней школе №8, постановлением главы администрации г. Усть-Илимска от 14 марта 2011 года, было присвоено его имя. (Фото: www.investlesprom.ru, 1985 - 2011 г.) Как рассказала директор школы №8 Галина Павловна Соломович, с этой инициативой выступил совет ветеранов УИ ЛПК. Идея поддержана педагогическим коллективом, ученическим самоуправлением школы, родительским комитетом, администрацией и депутатами Думы города Усть-Илимска, его почетными жителями. 15 марта в школе по случаю присвоения имени Бусыгина состоялся праздник. Председатель Совета ветеранов УИ ЛПК Аркадий Волков рассказ об основных этапах пути Михаила Ивановича Бусыгина начал с известного выражения: большое видится на расстоянии. "Оглядываясь на пережитое, сегодня мы с полной уверенностью говорим, что Михаил Иванович Бусыгин был непревзойденным государственным деятелем СССР и остается таковым в новой России", - подчеркнул он. А этапы большого пути министра Бусыгина таковы. Трудовой путь начал в 1941 году, 10-летним мальчишкой, в одном из леспромхозов на Урале. Наряду со взрослыми по 12 часов в сутки обрубал сучья, убирал ветки, а к концу Великой Отечественной войны стал учетчиком заготовленной древесины. Потом была учеба в Ирбитском мотоциклетном техникуме, Уральском лесотехническом институте, работа по распределению в системе "П/я", избрание первым секретарем Соликамского ГК КПСС, назначение генеральным директором строящегося Соликамского ЦБК, назначение заместителем министра Минлесбумпрома
СССР. В 1974 году Михаил Иванович Бусыгин в должности заместителя министра ЦБП был назначен первым генеральным директором строящихся предприятий УИ ЛПК и города Устъ-Илимска. За 5 лет на месте нетронутой тайги был построен мощный, оснащенный самым современным на то время оборудованием и автоматическими системами управления комбинат по безотходной переработке древесины и продуктов лесопиления. Входившие в состав УИ ЛПК предприятия и в наше время являются лучшими в лесной отрасли России. После сдачи в эксплуатацию главного объекта стройки СЭВ - целлюлозного завода – Михаил Иванович
Бусыгин был переведен на работу в Москву и вскоре назначен министром Минлесбумпрома СССР. И в этой должности он постоянно "держал руку на пульсе" развития лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности
Иркутской области. При его активном содействии в очень короткие сроки на железнодорожной ветке "Хребтовая-Усть-Илим" было создано первое в СССР совместное советско-японское предприятие "Игирма-Тайрику". Под руководством Бусыгина проведена огромная работа по наращиванию мощностей и совершенствованию технологических процессов на Братском ЛПК и Байкальском ЦБК, по техническому перевооружению леспромхозов, строительству жилья, благоустройству и созданию социальной сферы в поселках лесников. Благодаря Михаилу Бусыгину в те годы в Иркутской области был заложен высокий потенциал экономического развития. КПД этого потенциала действует и поныне. Сегодня Михаил Иванович Бусыгин - на заслуженном отдыхе, но постоянно поддерживает связь с властными структурами и лесопромышленниками Усть-Илимска и Иркутской области. Активно участвует в деятельности иркутского землячества
"Байкал", является членом совета бывших министров лесной промышленности и ЦБП. В конце декабря 2010 года губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев назначил Михаила Ивановича Бусыгина своим внештатным помощником. За выдающийся вклад в развитие лесопромышленного комплекса региона он награжден Почетным Знаком "За заслуги перед Иркутской областью". Кроме того, Михаил Бусыгин имеет государственные
награды: два Ордена Ленина, Орден Трудового Красного Знамени, Орден Знак Почета, медаль "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны" и многочисленные юбилейные медали.
Однако лучше всего о Бусыгине, человеке и государственном деятеле, расскажут участники «живых» событий создания УИ ЛПК и города. Сегодня они с гордостью говорят: "Я работал с Бусыгиным".
У министра Бусыгина был день приема усть-илимцев Рассказывает Георгий Лавринович, заместитель генерального директора строящихся предприятий УИ Л ПК и г. Усть-Илимска по капстроительству, в настоящее время - частный предприниматель: - Шел 1976 год. Заканчивался монтаж агрегатов Усть-Илимской ГЭС и разворачивался фронт работ на стройплощадке Усть-Илим-ского ЛПК. В то время я руководил Усть-Илимским участком Всесоюзного треста "Электромонтаж". Часто бывал на совещаниях, которые регулярно собирал генеральный директор строящихся
предприятий УИ ЛПК и г. Усть-Илимска - заместитель министра целлюлозно-бумажной идеревообрабатывающей промышленности
СССР Михаил Иванович Бусыгин. При действовавшей в те годы авторитарной системе руководства
нормой считался повышенный тон в отношении подчиненных и "разносы". Но Бусыгин всегда вел себя корректно, я бы даже сказал, для замминистра - скромно. Зато какую компетентность и знание обстановки на каждом объекте проявлял! Как четко ставил вопросы, давал оценку положению дел и задания! Каждый выходной я выезжал на блок цехов, чтобы проследить за ходом электромонтажных работ. Много раз видел, что и замминистра Бусыгин в субботу и воскресенье один или с кем-то из руководства обходит цеха. Помнится, в одно из воскресений начала 1979 года я "нырнул" в проем стены цеха СРК и лицом к лицу столкнулся с Бусыгиным. Он был без сопровождающих, одет просто, на ногах - резиновые сапоги. Пожали друг другу руки, поговорили о делах. Неожиданно для меня Бусыгин сказал: - Георгий Васильевич, давно к тебе присматриваюсь. Строительное направление у нас самое тяжелое. Отставаний много. Порядок надо наводить. У меня освобождается должность заместителя генерального директора по капитальному строительству. Хочу предложить тебя. Советовался с моим заместителем Сенченко. Он согласен. А ты сам? - Я тоже согласен, - был мой ответ, хотя о таком предложении я и не помышлял. Но предложение от самого Бусыгина работать в его команде! В те годы назначение на руководящую должность проходило несколько уровней согласования: партком первичной организации КПСС, горком, обком, министерство. А в моем случае еще надо было решить вопрос перевода из Минэнерго в МИНлесбумпром. Все формальности Бусыгин решил быстро. Строители допускали отставания, сдерживали ход электромонтажных работ. По опыту работы на Братском ЛПК я знал, что если своевременно не вывезти с БИО (базы импортного оборудования) электротехническое оборудование на промплощадку, будут проблемы с его монтажом и сроками пуска первой очереди ЦЗ. Поделился соображениями с Бусыгиным. Прошло совсем немного времени, как он сказал: "Готовь к завтрашнему дню коллектив. БИО вывезет тебе все электрооборудование". Такое понимание ситуации и оперативная помощь, безусловно, способствовали своевременному пуску первой очереди ЦЗ. Разворот строительно-монтажных работ на УИ ЛПК, в городе и лесосырьевой базе принимал масштабы, каких история лесной отрасли СССР еще не знала. Михаил Иванович помогал решать многие вопросы всем руководителям подразделений и часто шутил: "Не смотрите под ноги, а смотрите за бугор". После сдачи ЦЗ Госкомиссии Бусыгина перевели в Москву первым заместителем министра ЦБП СССР, а потом назначили министром. Он держал под контролем, решал проблемы всей лесной и целлюлозно-бумажной отрасли
необъятного СССР и продолжал заниматься вопросами строительства УИ ЛПК и г. Усть-Илимска. У него даже день и время для этого были определены: пятница, с 10 до 12 часов. Партийно-хозяйственные руководители Усть-Илимска ехали в Москву с уверенностью, что будут приняты, выслушаны и вернутся с положительным результатом. Бусыгин живо вникал в вопросы по замене действующего технологического оборудования на более современное, которое работает и поныне. При его поддержке удалось решить вопрос строительства ДК "Дружба". В то время действовало закрытое постановление ЦК КПСС о временной приостановке
строительства культурных объектов в стране. Правобережная часть города росла и ширилась, а населению некуда было в кино сходить. И вот я поехал с этой проблемой к Бусыгину. Сегодня молодому поколению и не представить, насколько сложно было в 80-е годы обойти постановление ЦК КПСС. Даже думать о таком считалось делом непозволительным. Помню, после многих мытарств по чиновничьим кругам мы с Михаилом Ивановичем попали на прием к председателю Совета Министров СССР Тихонову. Тот очень удивился, что в городе, где идет стройка СЭВ и проживает 70 тысяч человек, нет Дворца культуры. Я подтвердил этот факт. Авторитет Бусыгина был настолько высок, что предсовмина в уголке нашего ходатайства
написал: "В порядке исключения разрешить строительство ДК". Да что ДК?! Вся правобережная часть Усть-Илимска создана благодаря Бусыгину, а также - подсобное хозяйство "Ангара", профилакторий (курорт "Русь"), трамвай и первая очередь нового аэропорта. Многие объекты социальной сферы были построены за счет сметы ЦЗ. Естественно, потом возникли проблемы со сводно-финансовым расчетом. Бусыгин помог закрыть и этот вопрос. Так Михаил Иванович запросто умел решать неразрешимые вопросы во благо северян. Но все это ему давалось непросто.
Равного Бусыгину руководителя в СССР не было Рассказывает Валерий Медведев, почетный работник ЦБП, ветеран УИ ЛПК: - Первого декабря 1976 года день в день переводом из треста "Востокэнергомонтаж" я оказался там, куда стремился, работая еще на БЦБК: в дирекции строящихся
предприятий Устъ-Илимского ЛПК, на должности заместителя главного механика ЦЗ. Кабинеты многих эксплуатационников располагались
тогда в "деревяшке" возле строящейся ТЭЦ. Первый день работы. Иду в архив, беру проектную документацию, сижу, изучаю. Вдруг заходит какой-то мужик: в сапогах, тёмном плаще... Короче, никакого товарного вида. Все вскочили, я сижу. Давай он спрашивать: кто, откуда, зачем здесь? А из меня так и рвались слова: "Что, мужик, ты здесь тоже первый раз?". Он ушёл. Все сели. Спрашиваю: "Кто это был?" Мне отвечают: "Заместитель министра ЦБП - генеральный директор строящегося ЛПК Бусыгин Михаил Иванович". Так состоялась моя первая встреча с легендарным Бусыгиным. Весь ход пусковых работ Бусыгин держал под неусыпным контролем. По вечерам после напряженного трудового дня проводил совещания. Помню страшное напряжение при монтаже и прокрутке оборудования ТЭС. Надо пускать турбину, а предприятие-изготовитель не ту муфту поставило. Установить нужную можно только в заводских условиях. Нам надо пускаться, а завод в Калуге. Дело могло дойти до Бусыгина. А у него, других забот - выше крыши. Да и боялись его в низах. Я знал, что в ВЭМе есть подходящий станок. Договорился, там сделали муфту, а мы поставили. В те годы большинство людей горело искренним желанием - внести свой вклад в стройку ОВ. Но и подставы со стороны отдельных личностей были чуть ли не нормой в работе. ...Шла подготовка к пуску СРК-1 и выпарки. Случилась очередная подстава, и на совещании Бусыгин на меня попёр. Я огрызался. Кончилось совещание. Бусыгин мне и говорит: "Медведев, останься". "Ну, - думаю, - всё, конец", А он так спокойно спрашивает: "Думаешь, мне легко? Вставай на моё место". Объяснил я ему, как люди работают, выкладываясь от и до, изыскивают все, чтобы выполнить задачу, несмотря на то, что кто-то в оборудовании что-то сломал, утащил, а кто-то просто вовремя чего-то не сделал. Бусыгин все понял и разрешил мне на совещаниях время не терять, мол, хватит с меня начальника ТЭС Дробышевского.
После того разговора во мне исчез страх перед именем Бусыгин, появилось огромное уважение к этому человеку дела. После, когда работал техническим директором УИ ЛПК, мы встречались с Михаилом Ивановичем на гостевом уровне. От него я многое узнал о жизни первого министра ЦБП - Георгия Михайловича Орлова и других великих людей: Орджоникидзе, Косыгина, Рыжкова. Жаль, что сегодня в правительстве России нет таких руководителей. В одну из встреч Михаил Иванович рассказал, как он начинал свою деятельность в Усть-Илимске, будучи в должности замминистра ЦБП СССР. Прилетел. Вокруг тайга, глухомань. Усть-Илим еще был рабочим поселком. Левобережная его часть построена хаотично, вперемежку с монтажными и строительными организациями. Аэропорт в Невоне принимал только малую авиацию. Дорога на железнодорожный вокзал - вся в ухабах, трасса до Братска - не лучше. Попытался Бусыгин что-то организовать с местным и областным руководством, но ничего не получалось. О том, что было дальше, он рассказывал примерно так: "Пришел я на берег Ангары, сел, смотрю на воду, скалы, тайгу... А сам сосредоточенно думаю: что делать, с чего начинать? Сама собой пришла мысль: с постановления ЦК КПСС и Совмина СССР! Возвратился в Москву, плотно засел за разработку этого документа. И когда известное Постановление наверху рассмотрели и утвердили, дела вокруг Устъ-Илимского ЛПК сразу стали набирать обороты...". В 2004 году в лесной отрасли отмечали 100-летие упомянутого мною выше патриарха русского леса Орлова. На торжество в Москву прибыли представители всех предприятий ЦБП и лесных отраслей бывшего СССР. Официальная часть, потом банкет. Михаил Иванович был в окружении высокопоставленных лиц. Не подойти. Но он сам дважды подходил ко мне, жал руку: "Как хорошо, что ты приехал!". Расспрашивал, как живет Усть-Илимск, о делах на промпло-щадке, о людях, с которыми работал. Всех он помнит, всем благодарен. Усть-Илимску передавал поклон. И еще такой факт из жизни Бусыгина вспомнился мне недавно в связи с передачами ТВ по случаю 80-летия Генсека КПСС, первого президента СССР - Горбачева. Виновник торжества рассказывал, как нехорошо с ним обошлось окружение: подставили, подсидели, не поняли, не посоветовались и т.п. А Бусыгин мне рассказывал, как он был на приеме у Горбачева, пытаясь спасти ЦБП и лесную отрасль от развала в период выбора руководителей от верха до низа трудовыми коллективами. Тогда Горбачев нехорошо обошелся с ним. С человеком, под руководством которого за 5 лет в глухой тайге построили современный город и ЛПК. Стоит ли удивляться тому, что вскоре не только лесная отрасль и ЦБП оказались на коленях, но и весь СССР развалился.
Не ошибусь, если скажу, что руководителя такого масштаба, как Бусыгин, не было в СССР и нет в современной России.
"Наш Бусыгин — простой и умный", - говорит Геннадий Никишаев, водитель легкового транспорта 000 "Илимлестранс" Летом 1976 года дирекция строящихся предприятий УИ ЛПК и г. Усть-Илимска получила из Венгрии 10 новеньких автобусов
"Икарус". Пришла осень, наступили холода, а боксов для больших автобусов на промплощадке еще не построили. Мы, водители, тогда еще молодые парни, ставили "Икарусы" на площадке возле дирекции, где сами же их и прогревали по графику. Михаил Иванович Бусыгин тогда жил и работал в Усть-Илимске. Совещания, заседания до позднего часа. Закрепленные за начальством легковые автомобили дежурили вечерами по очереди. Вообще транспорта на стройке СЭВ не хватало и нам, водителям
автобусов, тоже нередко приходилось уезжать домой на левый берег вместе с генеральным директором - заместителем министра лесной и целлюлозно-бумажной промышленности на дежурном УАЗике. Когда Михаил Иванович усаживался в автомобиль, он обязательно со всеми здоровался за руку, интересовался, как дела дома, на работе? Бывало, пока едем - не молчим. Его интересовало всё. В общем, мы, водители, его уважали, считали: Бусыгин - наш человек. А по утрам он с улицы Нагорной (в настоящее время это улица Наймушина) до дирекции строящегося УИ ЛПК и г. Усть-Илимска, которая базировалась в здании у моста через Ангару, ходил пешком. За компанию с ним частенько ходили пешком через все левобережье, по мосту через Ангару и другие руководители дирекции. Сейчас мне уже 60. Всё еще работаю. В той же организации, которая претерпела ряд организационных преобразований и стала называться по-другому, но только на легковом транспорте.
От имени ветеранов предприятия поздравляю нашего первого генерального директора лесопромышленного комплекса и г. Усть-Илимска с юбилеем! Сибирского
здоровья вам, Михаил Иванович, и долгих лет жизни. Мы вас помним, как простого и умного человека, очень уважаем и считаем нашим Бусыгиным.
Для молодых Бусыгин был небожителем Рассказывает Александр Юношев, управляющий дополнительного офиса в г. Усть-Илимске Иркутской области филиала МДМ Банка. В 1989 году - генеральный директор дирекции строящихся предприятий ЛПК и г. Усть-Илимска: - Мне повезло. В 1980 году я был назначен начальником техотдела дирекции строящихся предприятий УИ ЛПК и г. Усть-Илимска. В то время Бусыгин мне и другим молодым специалистам представлялся небожителем. На совещаниях в этом человеке проявлялись недюжинный ум, воля, способность мгновенно оценивать ситуацию и принимать решения. Он не терпел лжи. Однажды я был свидетелем, как он просто "размазал по стенке" одного из руководителей. Запомнилась его фраза, брошенная на совещании в адрес аудитории: "Мало быть в курсе дел, надо влиять на ход событий". Для меня она стала руководством к действию всей моей жизни. В годы строительства УИ ЛПК я часто ездил в разные НИИ, увязывал те или иные вопросы. Сегодня в городе тепло и светло. Но чего это стоило? Помню, Михаил Иванович Бусыгин с заместителями - Георгием Васильевичем Лавриновичем, Александром Михайловичем Сенченко, главным энергетиком Владимиром Сергеевичем Дмитриевым обсуждали вопрос подачи тепла с промплощадки в город. Дмитриев смотрит документацию теплотрассы и говорит: "Если мы будем обогревать не только ЛПК, но и город, то тепла не хватит". Все озаботились: "Как не хватит?" Оказалось, проектировщики ошиблись в расчетах объема гигакалорий. И выходило - чтобы обогреть 100-тысячный город, надо еще одну нитку теплотрассы проложить. На это деньги
требовались. А их в смете не заложено. Бусыгин говорит мне: "Александр Иванович, езжай в Москву, иди в Госплан, Совмин, выколачивай. Готовь документы, я подпишу". Полетели мы в Москву с одним из самых сильных экономистов УИ ЛПК Владимиром Анатольевичем Буткевичем. Самолет попал в снежный занос, трещал, заваливался на крыло. Думали, разобьемся к черту. Но пилоты приземлились удачно. Сели мы не то в Кызыле, не то в Кургане. В аэропорту холодно, присесть негде. Прямо знак того, что пробивание денег на дополнительную нитку теплотрассы будет нелегким. В конце концов мы добрались до Москвы, и целый месяц ходили по министерским кабинетам. Слава Богу, в одном ведомстве оказался директор Усть-Илимской ТЭЦ Валентин Межевич, ныне сенатор Совета Федерации РФ от Иркутской области. Для него Бусыгин был большим авторитетом. И Межевич был патриотом Усть-Илимска. Часть денег, предназначенных для энергетики, он отдал на строительство дополнительной теплотрассы "город - ТЭЦ". А сумма даже по советским деньгам была огромная: 10 млн. рублей. Провести деньги через банк очень помогла директор "Промстройбанка" Азалия Константиновна Данилова.
А если бы проблема нехватки тепла возникла в перестройку или в настоящее время? На какие деньги проектировать и строить? И кто, ради интересов города, под автортет уважаемого человека отдал бы свои средства? К сожалению, сегодня во всей России нет руководителя такого масштаба, как Бусыгин.
И еще пример того, как Михаил Иванович умел влиять на ход событий. За три дня до пуска УИ ЛДЗ, который был назначен на 31 декабря 1983 года, пожарные почему-то отозвали свои подписи, поставленные ранее на согласованных документах. Однако пуск состоялся в намеченные партией и правительством СССР сроки: подпись главного пожарного СССР, генерал-полковника Обухова на нужном документе стояла.
Подготовила: Надежда Зинченко. Газета "Вестник Усть-Илимского ЛПК", 11 марта 2011 г., №17-18 (843-844).
Поделиться:
Похожие новости:
|