18 ноября
в усть-илимской Картинной галерее
произошло значимое событие - открылась
первая персональная выставка двух
молодых и талантливых художниц –
Шебодаевой Кристины и Бельчиковой
Марии, носящая название по первым буквам
их фамилий "Ш и Б". О персональной
выставке мечтает каждый художник на
своем творческом пути, ведь это дает
прекрасную возможность показать своим
коллегам и ценителям искусства свои
творческие идеи и готовые работы. Двух
молодых девушек связывает очень многое
- они с детства любили рисовать, поступили
на один курс к одним и тем же преподавателям,
стали дружить и поддерживать друг друга. • Бельчикова Мария родилась в Усть-Илимске в 1985 году. Из-за
частых переездов семьи Маша получила
среднее образование, сменив четыре
школы. Несмотря на это, она хорошо
училась, являясь старательным ребенком,
а перемена места жительства положительно
отразилась на ее умении общаться с
разными людьми. Хотя Маша не обучалась
в художественной школе, основы рисования
она постигала в семье. От бабушки, которая
изображала удивительные картины прямо
на стенах в доме, и от мамы, которая
преподавала в школе изобразительное
искусство, а также занималась резьбой
по дереву. С детства девочку окружали
вещи, выполненные из природных материалов,
а также интересные предметы, имеющие
свою историю. Художественный талант у
Марии отмечали учителя, она часто
оформляла в школе стенгазеты и плакаты. (Слева направо: "О прошлом", 2012; "Индульгирование", 2011 г.)
После
окончания учебы она подала документы
сразу на три факультета: "биологический",
"психологический" и "художественно-графический".
И все же самое большое на абитуриентку
произвела кафедра изобразительного
искусства, где в коридорах висели
дипломные работы выпускников, царила
творческая атмосфера. Еще на подготовительных
курсах Маша поняла, что не знает
элементарных вещей: правил штриховки,
способов визирования. И потому все время
учебы на художественно-графическом
факультете она плотно работала над
техникой, слушала преподавателей,
самостоятельно изучала литературу. При
этом непрофильные предметы ей были
неинтересны до такой степени, что даже
уходила с пар по философии, психологии
и других. Потому что ей было жаль тратить
время, которое можно было посвятить
творчеству, вместо того, что бы работать
в мастерской. Любое усложнение учебной
программы она воспринимала с интересом,
от построения натюрмортов до изображения
человека - особенно на последних курсах. Мощным
источником вдохновения для Марии стала
поездка в Монголию с одногруппниками
на пленэр, где возможность соприкоснуться
с другой культурой, природой и людьми
оставила отпечаток в работах и набросках.
В настоящее время путешествия играют
большую роль в жизни молодой художницы.
После напряженной работы в мастерской
ее тянет навстречу новым впечатлениям,
на природу, появляется потребность в
общении с новыми людьми. Удивительно,
как такая хрупкая девушка находит в
себе смелость заниматься активными
видами спорта: сноубордом, горными
лыжами, туристическими походами, и даже
путешествиями автостопом в компании
друзей. ("Осенний натюрморт с чесноком", 2009 г.) Отправляясь в поездку практически
налегке, Мария никогда не забывает взять
с собой мольберт-треногу и краски, и
непременно привозит домой большое
количество ярких эскизов и готовых
работ. После окончания университета
Маша занялась свободной творческой
деятельностью, участием в городских,
областных, региональных и международных
выставках. Также она работала преподавателем
в "Школе Искусств № 2" специальностей
"живопись", "рисунок" и "ДПИ" для детей
и в дополнительных группах для взрослых. Маша –
наблюдательный художник и творчески
ищущая личность. Пробуя свои силы в
различных направлениях современного
искусства, ей нравится осваивать
особенности материалов, заниматься
росписью стен или созданием рельефов,
экспериментировать в живописных
техниках, создавать объемные конструкции. Живописная картина мира этой молодой
художницы буквально напитана яркими
красками и образами, в декоративных
композициях линия следует за цветовым
пятном, создавая ритм формы. Искусство
привлекает художницу само по себе как
возможность выразить свое отношение к
миру, а не стремление что-либо доказать
и получить высокие оценки. В дальнейших
планах у Маши продолжать заниматься
творческой деятельностью, пробовать
свои силы в новых формах искусства. Представленные
на персональной выставке работы можно
условно разделить на три группы: пейзажи,
портреты и декоративные натюрморты. (Слева направо: "Рентген-кабинет", 2011; "Электрораспределение", 2011 г.)
В первых
самостоятельных работах 2009 года "Зеленый"
и "Осенний
натюрморт с чесноком" Мария только
начинает эксперименты с цветом, фактурой,
игрой цвета и отражений, предметы
изображены реалистично, они легко
узнаваемы. А поздние натюрморты
"Фиолетовый
№
3",
"Межпредметные
связи",
"Электрораспределение" являются более смелыми по манере
изображения, объекты стилизованы, в
живописной среде тени становятся
цветными, перекликаются, создавая
ощущение движения. Например, вместо
циферблата часов изображена спираль
времени. Вовлеченные в одну среду,
изображаемые предметы образуют связи. Идее
невидимых человеческому глазу связей
предметов посвящена и серия "Взаимодействие",
где на четырех панно изображены
отцветающие лотосы. Эту нежную картину
увядания Мария увидела во время
путешествия автостопом по Китаю, где в
городских прудах в великом множестве
растут эти цветы. Очертания больших
листьев, рябь на воде, блики солнца
заинтересовали художницу возникающими
формами цветовых сочетаний. Летом 2012 года
Маша с компанией друзей совершила
путешествие автостопом по России до
самого Крыма. Такой способ передвижения
предоставил ей возможность в полной
мере насладиться многообразием природы
нашей страны, ее уникальностью. Среди
пейзажей, предоставленных художницей
на выставку, есть работы, созданные на
Аршане и берегах Байкала, они изображают
деревья и обмытые
водами
озера
коряги. А этюды и творческие
работы, созданные в Крыму, показывают
нам совсем иную природу. Художнице
приходилось работать либо рано утром,
в пять утра, либо вечером, так как из-за
жары краски невозможно было смешивать,
они тут же высыхали на солнце. Серия
"Пещерный
город"
"Тепе-Кермен»
и "Чуфут-Кале",
город Бахчисарай в утреннее и вечернее
время изображены яркими и свежими
цветами, впечатления южных красот
переданы монументально, контрастно
подчеркнуты переходы света и тени. В
портрете "Наталья
из
города
Гродно",
бросается в глаза ярко-красный цвет
лица женщины. Художница изображает
подругу-путешественницу, раскрасневшуюся
от жары. Иными
представляются психологические
портреты-образы времени "О прошлом" и
"О будущем". Люди редко живут настоящим,
их больше заботят события, произошедшие
с ними в прошлом, или заботят будущие
планы. Так, пожилая женщина буквально
преображается, вспоминая свою молодость,
а лицо молодого человека, напротив,
испещряется морщинами, когда он
задумывается о грядущем. В работе
"Индульгирование" молодая художница
изображает состояние своего внутреннего
мира, название которого она берет из
творчества Карлоса Кастанеды, обозначающего
сосредоточение на своих собственных
переживаниях и мыслях, которые мешают
человеку двигаться вперед. ("Корень", 2012 г.)
Несомненно,
большей философской наполненностью,
чем декоративными чертами, отличаются
работы Шебодаевой Кристины. Каждое
произведение, принадлежащее девушке,
особенно относящееся к позднему
творчеству, даже рожденное из случайных
образов и ассоциаций, в результате
превращается в произведение со своей
знаковой системой и мифотворчеством. • Шебодаева Кристина родилась
в Усть-Илимске в 1987 году. Любовь к
рисованию появилась у нее в раннем
детстве, она вспоминает, как еще в детском
саду ей понравилось точить цветные
карандаши, а затем рисовать ими. Оказавшись
в детской художественной школе № 1, она
была буквально заворожена этим особенным
зданием с мастерскими и студиями,
наполненными мольбертами, запахами
краски и дерева. Она словно попадала в
другой мир, где можно было, отстранившись
от всего остального мира, изображать
на листе бумаги любые образы. Учиться
в общеобразовательной школе ей было
скучно, самыми интересными предметами
ей казались композиция, рисунок и
живопись, а не математика и биология.
Ее тянуло к преподавателям-художникам,
Г.П. Максакову и Н.Т. Шоболову,
хотелось попасть в их мастерские, где
ее воображение рисовало другую реальность. Кристина по своей природе всегда была
замкнутым ребенком, больше проводящим
времени в одиночестве, чем в играх с
другими детьми. Но она не чувствовала
себя изгоем, ей нравилось изучать свою
душу, при помощи рисования задавать
вопросы и отвечать на них. Это личное
пространство радовало ее больше, чем
необходимость общаться с людьми. Когда
четырехлетнее образование в художественной
школе закончилось, она буквально
страдала, дожидаясь окончания средней
школы и возможности сдать экзамены для
поступления на художественно-графический
факультет педагогического университета. В 2004 году она поступила на долгожданную
специальность и окунулась в творческую
среду. В институте художников было еще
больше. О каждом Кристина говорит с
теплом, благодарная за тот вклад, который
они внесли, это: Сысоев В.Е.,
Погребной А.О., Орехов П.В.,
Копалова В.Н., Дмитриева Ю.Ф.,
Орехова К.В. ("За рыбой", 2011 г.) Но не
только от учителей художник получает
опыт и мастерство, также большое значение
имеет среда, в которую он попадает и
находится пять лет – это однокурсники.
Это были молодые, талантливые и увлеченные
люди, среди которых Кристина нашла
друзей и единомышленников. И пусть из
28 человек выпустились всего девять
дипломников, от каждого Кристина получила
полезный жизненный и профессиональный
урок. Помимо
занятий в мастерских, лекционных и
практических, студентам много дают
пленэры. Кристина описывает пленэры в
Монголии как самое яркое впечатление
за все время обучения. Художнику очень
помогает смена обстановки развивать
наблюдательность, дает возможность
расширять свой кругозор, обогатить свои
эмоции, чувства, впечатления. "Находясь
постоянно в одной и той же обстановке,
ты не получаешь нужного творческого
вдохновения, но стоит познакомиться с
иной культурой, людьми, ландшафтом
Монголии – заряжаешься. И потом уже
рассказываешь обо всем этом в своих
работах", - говорит Кристина. Дважды побывав
Монголии на пленэре, Кристина выбрала
темой своей дипломной работы монгольских
музыкантов с народными инструментами
в руках. Вдохновленная этническими
мотивами, она начала изучать философию
Востока, культурные традиции, находя в
ней необычную для русского человека
поэзию и гармонию. Ее радовала возможность
показать себя в своей дипломной работе
как творческую единицу, которая может
поделиться своими мыслями с окружающими
через свое творчество. Сейчас
впечатления о Монголии уже блекнут, в
творчестве Кристины появляется свои
собственные персонажи, если и напоминающие
чертами лиц или одеждой народностей
Азии, то переосмысленные.
(Слева направо: "Предметы", 2011 г.; "Плод", 2011 г.) После
окончания художественно-графического
факультета, Кристина остается на кафедре
в роли преподавателя. Так же она ведет
занятия для детей и взрослых в Школе
искусств № 2. С 2009 года она является
участником и победителем городских
выставок в Усть-Илимске, областных,
региональных, всероссийских, международных
выставок. На
раннем этапе творчества молодую художницу
волновали вопросы, связанные с понятием
"Я и творчество", она стремилась познать
себя изнутри. Ведь рисование – один их
способов самопознания. В последствии,
накопленный жизненный и преподавательский
опыт стал для нее источником, котором
она черпала темы, посвященные людям и
взаимоотношениям. Кристине на
данном этапе творчества стало важно
делиться с окружающими своими мыслями,
выстраивать диалог через графику с
большим количеством людей. Подчас ей
очень трудно передать словами то, что
она чувствует, ей проще выразить это в
творчестве. Вдохновение она черпает в
общении с людьми в том случае, если
внутри нее находится пустота, которая
напитывается эмоциями, переживаниями.
И когда она чувствует себя наполненной,
то готова воплотить все это в творчестве.
Кристине до сих пор нравится процесс
самопознания, она любит путешествовать
внутри себя, проживая разные чувства. Молодая художница
отдает предпочтение графике, ее рука
рисовальщика уверенна и крепка,
подчиняется ходу мыслей. Кристина
признается, что произведение зачастую
рождается совершенно случайно, из одного
только образа, а потом оно усложняется,
обогащается деталями. ("У дерева", 2010 г.) Так,
например, родилась работа "У дерева".
Кристина часто смотрела из окна
художественной школы во время занятий
с детьми и представляла себе существ-духов,
которые могли бы жить у деревьев, растущих
под окном, и мир, который не виден нашему
глазу, но находящийся рядом с нами.
Гораздо позже она нарисовала большую
по формату картину "Дерево", где само
дерево уже превращается в целую рощу,
и символизирует человеческий удел. Рождение души происходит в кроне дерева,
постепенно душа выбирает себе форму,
приходит в эту жизнь, а потом также
уходит из нее. Она рисует замкнутые в
себе души, которые не один раз приходили
на землю. К сожалению, глубокую взаимосвязь
люди не осознают, часто обижая и отталкивая
друг друга. Само дерево как символ жизни
вдохновляет Кристину в ее творчестве,
потому ей так тяжело было пережить,
когда те самые деревья перед окнами
школы были срублены. Вопросы,
затрагивающие существование человеческой
души в разных мирах, также отражены в
работе "Бубен среднего мира". Существуют
два духовных мира – нижний и верхний,
и средний, земной. Когда мы живем, мы
стучим именно в средний бубен, общаемся
с другими людьми, делимся энергией, и
все мы связаны единый хороводом жизни,
вплетенным в орнамент бубна. ("Бубен среднего мира", 2012 г.) "Утро".
Художник изображает процесс перехода
души из одного тела в другое. Наиболее
естественное время для смерти – именно
утро, так как оно самое чистое и не
отягощенное бытовыми проблемами. В
работе есть надежда для всех, кто боится
смерти, ведь наша душа обязательно
переродится снова. "Плод". Человеку
часто кажется, что, делая какой-либо
выбор или вынашивая определенную идею,
он сам определяет форму и направление
своих действий. На самом деле, идея сама
по себе выдумывает человека, окружает
его пространством, чтобы он воплотил
ее в жизнь. Идеи Вселенной и действия
человека находятся в постоянном
взаимодействии. Взаимоотношения
человека с окружающими – это, прежде
всего, взаимоотношения его с самим
собой. В работе "Вдвоем", Кристина хочет
донести до нас мысль о том, что мы надеваем
маски, даже когда общаемся с близким
человеком. Мы загораживаемся от него
ненастоящими эмоциями и закрываемся
за дверями недоверия. Нужно учиться
идти навстречу во имя будущего, нужно
раскрываться друг перед другом. Внутренний
конфликт отображен в работе "Или-или",
человек, стоящий
перед
выбором,
буквально рвет себе волосы на головы,
не зная, как правильно поступить.
Облегчения не приносят две персоны,
крепко засевшие в голове и мучающие
этого человека. Но решения всегда есть.
И одно из решений – это рисовать, чтобы
больше не волновали грустные мысли. ("В лодке", 2010 г.) Наоборот,
иногда к человеку приходит состояние
спокойствия, так называемое в древней
китайской философии понятие "У-вей",
созерцательная
пассивность, или "Недеяние".
На работе "В лодке" изображены два
человека – на самом деле одна и та же
личность, но в двух состояниях, где один
готов к решительным мерам, а второй
никак не осмелится действовать и опустить
весло в воду. Философия Востока
проявляется и в работе "Рыба в упряжке".
Поймать редкую рыбу Тай – то есть поймать
удачу за хвост. А человек, изображенный
на полотне "За
рыбой",
отправился не просто на рыбалку, его
потянуло на приключения и перемены в
жизни, для этого он оставил дом и лишние
вещи, а собой взял корзину и свою душу,
которая, будет как фонарик освещать ему
жизненный путь. Графический
лист "Гостеприимство" был подготовлен
Кристиной к выставке, посвященной
объединению Иркутской области с
Усть-Ордынским
автономным
округом.
Она изображает добродушно встречающего
гостей человека, готового впустить
гостей в свой дом.
В зале
Картинной галереи две молодые талантливые
девушки объединили свои непохожие по
манере исполнения и содержания работы
в гармоничную и яркую экспозицию,
дополнив ее совместной инсталляцией
под названием "Перерождение". Коллеги
и гости отмечали большой творческий
потенциал художниц, их способность
нестандартно мыслить и большое желание
творить.
Выставка
"Ш и Б" - это очень важный шаг на их
творческом пути, ведь именно в усть-илимской
Картинной галерее 18 ноября зажглись их
звезды, и мы желаем, что бы этот свет
никогда не угасала и давал силы творить
и делиться своими откровениями со
зрителями. А все желающие насладиться
экспозицией приглашаются в Картинную
галерею до 15 декабря по адресу: - пр. Мира, 7.
Телефон: 5-98-08.
Анна Мириевская
Поделиться:
Похожие новости:
|