В 1963 году было принято решение строить в Усть-Илимске мост через реку Ангара. Основное назначение – обеспечить стройку транспортом, свободно подъезжать к правобережной части гидроузла.
(Фото: Э.Д.Брюханенко)
Усть-Илимский мост сооружён по проекту "Ленгипротрансмоста". Генеральным заказчиком строительства выступала дирекция строящейся Усть-Илимской ГЭС. Непосредственным исполнителем работ являлось Управление Строительства Дорог (УСД) БратскГЭСстроя.
(Фото: Э.Д.Брюханенко)
Строительство началось в январе 1969 года с возведения железобетонных монолитных опор. Иван Ивановичу Наймушину удалось привлечь для изготовления конструкций один из лучших заводов СССР – Воронежский и один из лучших в отрасли мостостроительных трестов – Новосибирский.
Для выноса оси мостового перехода понадобилось задействовать лучшие инженерно-геодезические силы БратскГЭСстроя – настолько велика была ответственность этой работы.
(Фото: Э.Д.Брюханенко)
Строительство мостового перехода пришлось начать с правого берега из-за меньшей глубины Ангары – около пяти метров, в то время, как на левом берегу глубина достигала 12 метров. Давали о себе знать сибирские морозы: в январе 1969 года стрелка термометра опускалась до -54°С, а в марте - до -48°С. Подводное бетонирование велось только зимой. Всегда ждали низких температур воздуха и воды, т.к. нужно было вымораживать воду из опалубки фундамента.
(Фото: Э.Д.Брюханенко)
Немалые трудности создало отсутствие строительной базы: материалы вплоть до гвоздя завозили из Братска. При строительстве опор с правого берега толщина льда достигала трёх метров, в русле реки – до одного. Создавалась опасность для работы из-за нагромождения торосов. Летом транспортировка материалов осуществлялась на баржах, а зимой – по ледовой переправе.
(Фото: Э.Д.Брюханенко)
Конструкционная схема моста традиционна для мостостроителей – семь пролётов по 110 метров, из которых шесть укрупнены и работают как неразрезные системы 3×220 метров. Металлические пролёты строения стандартные – десять панелей по 11 метров длиной каждая. Общая длина перехода - 770 метров при восьми опорах.
(Фото: Э.Д.Брюханенко)
С марта 1969 по октябрь 1973 годов шел монтаж пролётных строений. В декабре 1973 г. мост сдан в эксплуатацию. Позже специалисты СМП–219 Ангарстроя прокладывали железнодорожный путь.
(Ремонт железнодорожных путей в конце 90-х гг.)
Длина моста составила 793 метра, ширина проезжей части - 8 метров и тротуара – полтора, высота пролётных строений - 15 метров, высота моста от зеркала воды до проезжей части - 24 метра, общая высота - 39,3 метра.
(Фото: Э.Д.Брюханенко)
С 27 по 28 декабря 1973 года проводились испытания мостового перехода. Шёл тепловоз с 24 вагонами, гружёнными цементом. Дополнительно 16 КрАЗов с гравием на разных скоростях раскачивали мост. Под мостом стоял начальник мостостроительного отряда СМУ-4 Олег Андреевич Белов.
Мост выдержал испытания. Была разбита бутылка шампанского о пролётное строение, перерезана алая лента, и один железнодорожный вагон с грузом для Усть-Илимской ГЭС пошёл с правого на левый берег.
В период, когда разрабатывалось технико-экономическое обоснование строительства мостового перехода в створе Тонкий мыс, Министерством лесной и целлюлозно-бумажной промышленности СССР была сделана заявка на вывозку с левого берега для нужд Усть-Илимского ЛПК значительного количества лесного сырья в хлыстах. Поскольку заявка носила прогнозный характер, а экономического обоснования строительства второго моста представлено не было, Госплан СССР решил финансировать только строительство уширенных опор, что позволило бы в дальнейшем разместить на них пролётные строения соответствующего назначения.
В связи с решением СовМина СССР и Минлеспрома о строительстве Усть-Илимского ЛПК и города необходимо было установить вторую нитку пролётного строения на существующих фундаментах опор мостового перехода для пропуска большегрузного автотранспорта, тяжёлой техники, лесовозов. Монтаж второй нитки - пролётных строений моста выполнял Мостоотряд № 44 и 9 г. Усть-Кута с 1980 по 1982 годы. Мост, с помощью вертолётов, был сдвинут на 170 сантиметров. Параметры и объёмы конструкций такие же, как и первого пролётного строения.
Характеристики моста:
- Монолитные железобетонные опоры состояли из бетона М-300 в количестве 10×168 кубических метров, арматура – 290 тонн.
- Пролётные строения, металлоконструкции – 4 тыс. 783 тонны.
- Уложено мостового бруса под временный железнодорожный путь – 1754 кубических метров.
- Изготовитель металлоконструкции моста – Воронежский завод МТЗ 1971 – 1972 гг.
С начала эксплуатации мостового перехода с 1982 года автотранспортом перевезено лесосырья для ЛПК ориентировочно более 200 млн.тонн. Архитектура моста органически вписывается в фон Усть-Илимской ГЭС и вида с верхнего бьефа ГЭС.
(Фото: Николай Лезин)
www.priilimie.ru
Поделиться:
Похожие новости:
|