Усть-Илимский трамвай - открыт 15 сентября 1988 года. Трамвайное депо открыто в августе 1988 года. Северный участок линии от агрофирмы "Ангара" до Северной ТЭЦ открыт в 1992 году. Трамвайная система города одна из немногих в России являющаяся скоростным трамваем, и одна из последних созданных в СССР.
(Автор фото: MMG, 27.06.2011)
В связи с тем, что трамвай считается скоростным, все остановки официально называются станциями. Является одной из главных достопримечательностей города. Согласно данным Федеральной государственной службы статистики за 2009 год, в России четыре города с линией скоростного трамвая: Волгоград, Ижевск, Старый Оскол, Усть-Илимск.
(Автор фото: MMG, 28.06.2011)
Строительство трамвайной линии было осуществлено после проведения социологического опроса в 80-х годах среди работников лесопромышленного комплекса (ЛПК). Опрос проводился с целью выявить наиболее удобный способ доставки людей к месту работы. Большинство высказалось за трамвай. Согласно проекту, основным видом транспорта в правобережной части Усть-Илимска должен был стать трамвай. В первую очередь должна была быть построена линия, соединяющая окраину жилого района с промышленной зоной, затем — линии, пролегающие внутри жилого района.
Согласно существовавшему в 1980-е годы генеральному плану развития города, трамвайная линия со временем должна была оказаться в центре жилой застройки — к востоку от неё должен был появиться жилой район, по своим масштабам практически такой же, как и построенный к западу от трамвайной линии. Однако в начале 1990-х годов массовое строительство новых домов в городе прекратилось.
(Автор фото 1 и 3: Брезицкий Руслан, 06.10.2010. Автор фото 2: MMG, 26.06.2011)
Устьилимцы всегда считали, что трамвайная линия проложена неудачно, потому что она минует главную часть правобережного города, захватывая лишь северную зону. И воспользоваться удобным видом транспорта можно только для поездки на работу и обратно, к тому же до остановок тоже не близко. Теперь эту ошибку не исправишь, так как трамвай проектировался как скоростной между жилым массивом и промплощадкой.
Трамвай всегда был ведомственным. При реформировании ОАО "ПО "УИ ЛПК" на базе его непрофильных активов было создано ООО "Илимлестранс", в состав которого и вошли активы СП "Скоростной трамвай". После реорганизации ОАО "ПО "УИ ЛПК" и создания на его базе Филиала ОАО "Группа "Илим" в г. Усть-Илимске, ООО "Илимлестранс" поменял собственника, которым стало частное лицо. Основное назначение трамвая - доставка работников на промплощадку ЛПК и обратно. В качестве общественного транспорта трамвай не предусматривается и здесь он эксплуатируется по остаточному принципу (в качестве попутных перевозок по маршруту следования).
Отношение к муниципалитету:
Скоростной трамвай является структурным подразделением ООО "Илимлестранс" не имеющем отношение к муниципальной городской администрации. На него не распространяются решения местных органов власти о правилах проезда на городском транспорте.
Маршруты:
Линия соединяет ЛПК с жилыми кварталами города, проходит только по правобережной части города. Трамваи ходят с интервалом от 5 минут в пиковое время до 30 минут в межпиковое. В каждом вагоне есть кондуктор. Существует два маршрута:
- 9-й мкрн - ул. 40-лет Победы - ул. Димитрова - ул. Мечтателей - посёлок Лесной - Дачи - Трамвайное депо - Агрофирма "Ангара" - Целлюлозный завод - Северная ТЭЦ;
- 9-й мкрн - ул. 40-лет Победы - ул. Димитрова - ул. Мечтателей - посёлок Лесной - Дачи - Трамвайное депо (укороченный маршрут во внепиковое время и рейсы, следующие из города в депо).
(Автор фото: MMG, 27.06.2011)
Характеристики:
- Подвижной состав - вагоны 71-605 КТМ-5 (Усть-Катавский вагоностроительный завод).
- Длина вагона - 15 м - одиночный, 30,1 м - двойной.
- Ширина колеи - 1524 мм.
- Тип питания - электрический от воздушного контактного провода.
- Одно депо на 100 вагономест.
- На ноябрь 2009 года - 64 пассажирских и 9 служебных вагонов.
- На июнь 2011 года - 48 пассажирских и 6 служебных вагонов.
- Эксплуатационная протяжённость линии - 14,5 км.
- Развёрнутая длина путей - 38,06 км.
- Тяговых подстанций - 6.
- Средняя эксплуатационная скорость - 28 км/ч.
- Количество остановок (станций) - 10.
- Среднее расстояние между станциями - 1,62 км.
- Длина платформ - 30-40 м.
- Линия - двухпутная.
- Шпалы - деревянные.
- Номера маршрутов - нет.
Схемы трамвайных линий:
- март 2009 года - Автор: Maksimus;
- апрель 2009 года - Автор: Павел Зюзин;
- июль 2011 года - Автор: Vladislav Prudnikov.
Режим работы:
Усть-Илимский трамвай предназначен для перевозок сотрудников ЛПК и имеет пиковый характер работы. В рабочие дни в утренний час пик с 6:40 до 8:30 двухвагонные поезда осуществляют массовую перевозку пассажиров из города на ЛПК, возвращают в город ночную смену, после чего поезда уходят в депо. Часть поездов успевает сделать только один рейс, часть - по два рейса. В период с 8:40 до 14:40 на линии остаются один - два вагона, часть рейсов выполняются по полному маршруту, часть рейсов только до депо.
Начиная с 15:40 на линии вновь появляются двухвагонные поезда, которые перевозят пассажиров с ЛПК в город, но вечерний - с 15:40 до 20:35, интервалы движения заметно больше утренних, количество выходящих на линию поездов меньше чем утром. В выходные дни рейсов меньше. Около половины осуществляются по полному маршруту на ЛПК утром и во второй половине дня, а около половины рейсов в середине дня и вечером только депо. Помимо рабочих ЛПК трамвай также обслуживает дачи, находящиеся между городом и депо.
(Автор фото: Сергей Болашенко, 13.09.2009)
В 1990-е годы Усть-Илимский трамвай продолжал стабильно работать. В 2001 году он был признан лучшим в России. Столь высокую оценку трамваю дали профессионалы городского электротранспорта из нескольких стран Европы, США и Австралии, побывавшие в молодом сибирском городе. Из 113 городов России, которые они посетили, более всего их удивил скоростной трамвай в Усть-Илимске. В отличном состоянии содержатся пути, контактная сеть, что позволяет развивать хорошую скорость на всем 30-километровом участке от города до промплощадки ЛПК и ТЭЦ. Остались довольны зарубежные гости и уровнем обслуживания пассажиров.
Расписание:
Стоимость проезда:
- 90-е года - почти бесплатно.
- 2001 год - 5 рублей.
- 2009 год - 10 рублей по городу, 12 рублей - "9 мкрн. - Дачи (Депо)", 15 рублей - "9 мкрн. - ЛПК".
- 2011 год - 16 рублей - "9 мкрн. - Дачи (Депо)", 18 рублей - "9 мкрн. - ЛПК".
- 2012 год - 20 рублей - "9 мкрн. - Дачи (Депо)", 22 рубля - "9 мкрн. - ЛПК".
- c 01.04.2012 - 20 рублей - "9 мкрн. -Дачи (Депо)", 35 рублей - "9 мкрн. - ЛПК".
(Билеты на трамвай - февраль, апрель 2012)
- Работники ЛПК - по проездным (бесплатно), оплачивает предприятие.
(Проездной выдаваемый в 1999 г. работникам ИЛПБ)
(Проездной выдаваемый ООО "Илимлестранс" в 2005 г. работникам ЛПБ)
Перспективы:
- Продления южного участка сети от 9-го мкрн до железнодорожного вокзала в рп. Железнодорожный.
- Строительство трамвайных линий внутри территории ЛПК.
- Пуск линий по улицам "Нового города".
- Фантастический - пуск линий через ГЭС в жилую зону левобережья ("Старый город").
(Автор фото: Владислав Прудников, 21.07.2009)
После 2001 года ситуация трамвайного хозяйства постепенно ухудшается. Верхнее строение пути и подвижной состав стареют, масштабных работ по ремонту пути не ведётся. Объём перевозок сокращается. Периодически обсуждается вопрос о ликвидации трамвая (вот это будет бред так бред), в качестве замены предлагается использовать автобусы. Очевидно, по мере старения имеющейся инфраструктуры об этих планах будут вспоминать всё чаще. Над уникальной системой постепенно сгущаются тучи. Будущее Усть-Илимского трамвая предсказать трудно.
Без дотаций местных предприятий трамвайщики не выживут. До недавнего времени в административном здании Депо располагалось - ГИБДД (ГАИ). С 15 февраля 2012 г. - ГИБДД (ГАИ) переехало их трамвайного Депо в промкомзону 11-го мкрн. Трамвайная линия остаётся популярной у устьилимцев.
Видео:
1. Усть-Илимский трамвай 2010 г. (Автор: Брезицкий Руслан).
2. Усть-Илимский скоростной трамвай 2011 г. (Автор: MMG0808).
По материалу: ru.wikipedia.org, www.trackmap.ru, www.sbchf.narod.ru, www.ilimwiki.ru, www.transphoto.ru, ymtram.mashke.org.
Отправить ссылку на статью в: