В этом году Усть-Илимская ГЭС отмечает свое 40-летие. 3 октября 1974 года началось заполнение Усть-Илимского водохранилища, а 28 декабря 1974 года первый агрегат Усть-Илимской ГЭС дал промышленный ток. В честь столь знаменательного события, энтузиастами было организовано мероприятие воистину грандиозного масштаба, равного которому в нашем городе давно не было, или не было вообще.
17 августа был организован велопробег по маршруту "Новый город-Мост-Старый город-Смотровая площадка УИ ГЭС-Территория ГЭС". За неделю до данной даты был объявлен сбор заявок от желающих участвовать в данном мероприятии. Буквально за пару дней лимит участников был исчерпан. Заявки подали свыше 90 человек. Ввиду большого количества желающих, прием заявок был окончен за пару дней до мероприятия. УИ ГЭС, из соображений безопасности, просто не смогла принять всех желающих за раз.
Сбор участников и старт мероприятия был назначен на 12 часов у "Кольца". К моменту нашего прибытия, основная масса участников уже собралась и активно общалась между собой. Все было официально, со всеми службами согласовано, поэтому, помимо непосредственных участников, колонну велосипедистов сопровождали машины ДПС и машины сопровождения от УИ ГЭС. К моменту старта колонна велосипедистов состояла из 82-х человек, плюс сопровождение.
В виду отсутствия у меня велосипеда как такового, мне досталось место в замыкающей машине сопровождения, плюс на меня возложили одну почетную обязанность, держать из окна автомобиля развивающийся флаг посвященный 40-летию УИ ГЭС. Вроде справился.
Колонна выдвинулась в сторону левобережной части города в 12:02. Растянулась она на несколько десятков метров. Колонна состояла из двух рядов и двигалась со скоростью 10-15 км/ч. Уровень участников был самый разный, поэтому на протяжении всего маршрута, по всему периметру колонны, в специальных оранжевых жилетах, более опытные участники контролировали и направляли движение колонны. Машины сопровождения и ДПС на корню пресекали попытки некоторых нерадивых водителей, старающихся проскочить или вклинится в движение колонны.
Усть-Илимское шоссе - довольно трудное для неподготовленного велосипедиста место, поэтому колонна пошла не по всему шоссе до конца, а свернула на левом повороте в сторону ГЭС и двинулась к мосту по короткой дороге, которая тоже довольно непростая - узкая, с большим количеством резких поворотов. Тут же случилось и первое падение участника, но шел он в конце, поэтому завала удалось избежать. Без каких-либо серьезных последствий участник продолжил маршрут уже в автобусе, специально для этих целей следовавшем за колонной.
Добравшись до моста, колонна сделала свой первый небольшой привал. Пока ДПС организовывало схему движения по мосту, участники смогли немного передохнуть.
Спустя 10 минут мост был успешно преодолен. Напротив магазина "Колорит" с дистанции сошли еще пара участников, получив проколы колес. Вторую остановку колонна сделала на "Автомобилистов", третью на "Автостанции".
Длинный левобережный подъем вымотал многих участников. В черту города колонна не входила, обогнула его по технологической дороге (поворот налево после автостанции, по Братскому шоссе, где АЗС), там же прошла и четвертая остановка. Ну а дальше к смотровой площадке ГЭС, где нас уже ждали.
УИ ГЭС - это режимный объект, и просто так на его территорию не попадешь. После согласования с охраной списка участников и машин, ворота ГЭС впервые за много лет открылись для всех желающих.
И да, мы попали на саму плотину. Пешком, под зорким контролем охраны, колонна двинулась с левого берега на правый, попутно разглядывая местные достопримечательности и любуясь открывающимся видам с плотины.
Наконец-то вблизи удалось разглядеть большие желтые краны, которые мелькают на всех фотографиях, они действительно огромные и поражают своими размерами.
По моим примерным прикидкам, дорожное полотно закрытой части плотины напоминает пр. Мира, дорога в двух направлениях из шести полос, только везде установлено различное оборудование, проложены рельсы, проделаны люки и т.п.
Дойдя до второго крана, мы остановились посмотреть на открывающиеся виды. Пока народ фотографировался кто как только мог, тут же на месте была организована лекция о ГЭС и ее возможностях, каждый желающий смог задать вопрос и получить на него исчерпывающий ответ.
Потрясающий вид с Усть-Илимской ГЭС,
Дойдя до правобережного КПП, колонна двинулась своим ходом к зданию, в котором располагается машинный зал.
Сделали несколько общих фото со всеми участниками и двинулись на территорию машинного зала. Участников велопробега встретил профсоюзный лидер УИ ГЭС.
После небольшой вступительной речи всех пригласили внутрь, где уже изрядно уставших участников велопробега ожидал небольшой фуршет.
По окончании фуршета, все были приглашены на второй этаж, там находится макет УИ ГЭС и фотогалерея, посвященная строительству и работе ГЭС.
Здесь слово взял идейный вдохновитель и организатор всего этого мероприятия - Виктор Поспелов. Именно благодаря его инициативе удалось организовать велопробег и экскурсию по УИ ГЭС. Виктор взял на себя роль экскурсовода и подробно рассказал присутствующим о том, как работает ГЭС, и каков принцип ее устройства.
Пока Виктор рассказывал, посмотрим на некоторые характеристики реки Ангара и Усть-Илимской ГЭС. Как видим, кто-то уже стер, но себестоимость электроэнергии вырабатываемой нашей ГЭС составляла, а может и до сих пор составляет - 0,06 коп. за 1 Квт/час.
Затем, по команде Виктора, открылись шторки окон и взору участников велопробега предстала комната управления УИ ГЭС, а за ней уже виднелся машинный зал.
Как нам объяснили, сейчас период ремонтов - в зал никого постороннего не пропускают, да и касок, в соответствии с техникой безопасности, на всех явно не хватит. За работой машинного зала мы наблюдали со стороны.
Как пояснил Виктор, в зале установлено 16 турбин, плюс есть возможность установить ещё два агрегата, поскольку при строительстве ГЭС машинный зал проектировался из расчета на 18 турбин, вопрос упирается только в покупку данных агрегатов. Также Виктор рассказал о том, что в следующем году на Усть-Илимскую ГЭС поступят новые колеса для турбины. Доставят их с завода на самолете до Братска, а от Братска до Усть-Илимска их привезут на машине. Вот это будет зрелище - последний раз что-то подобное происходило во время строительства ГЭС.
Завершающим этапом экскурсии стал выход на улицу и прогулка вдоль машинного зала. После всего, все, кто был "в состоянии" продолжили путь домой уже самостоятельно или своим ходом, а кто был "не в состоянии", или из-за технической неисправности, погрузились в автобус и были доставлены к месту старта.
Прежде чем закончить мероприятие, всем участникам раздали памятные магнитики и наклейки с символикой велопробега, а также раздали список действующих велосипедных маршрутов, чтобы те, у кого есть время и желание, могли дружно, организованно и с пользой для здоровья покататься по местным достопримечательностям.
Мероприятие получилось шикарным, сколько эмоций, что просто не передать, в этом надо участвовать. Немного огорчило то, что в машинном зале не удалось побывать, но зато удалось пройти по самой плотине с левого берега на правый. Виктору же хочется сказать огромное спасибо за шикарное мероприятие. Побольше бы таких мероприятий и экскурсий!
Фото #1, 2, 3, 7, 16, 19, 23, 24
Вячеслав Омельянчик
Больше фото: "Вконтакте", "Одноклассники"
Поделиться:
Похожие новости:
|