14 марта на аэродроме села Оек, что примерно в 30 км от Иркутска группа перворазников из Усть-Илимска, преодолев расстояние почти в 1000 км, совершила первые в свое жизни прыжки на базе Иркутского Учебного Авиационного Центра ДОСААФ России (УАЦ ДОСААФ). По результатам поездки смонтировал видеоотчет. Получилось как-то так... 9 минут одних эмоций.
Группа, на данный момент это уже четвертый набор, проходила подготовку в период с 1 февраля по 12 марта 2015 г. на базе Усть-Илимского отделения Союза Десантников России, которое находится в здании бывших автомастерских на территории школы №15. В числе участников данной группы оказался и я. Не знаю почему, но решил прыгнуть.
Обучение проходило три раза в неделю: вторник, четверг, воскресенье. В течение данного периода времени ребята познакомились с устройством и принципом работы десантного парашюта Д-6 серии 4. С помощью подвесной системы проводили тренировочные прыжки и отрабатывали основные моменты использования всех возможностей парашюта, включая, так называемые особые случаи, если что-то вдруг происходит внештатно.
Курсанты научились подгонять парашютную систему по себя, правильно укладывать парашют после приземления и т.д. и т.п. В спортзале проходили тренировки на предмет правильного приземления и правильной обмотки ступней эластичными бинтами, чтобы не получить травму во время приземления.
Все это нужно было отработать до автоматизма, чтобы на реальном примере никаких проблем уже не возникло и курсант уже практически только на одной мышечной памяти выполнял все необходимые действия. Ну и конечно не обошлось без различного рода историй связанных с парашютами и прыжками с элементами черного юмора.
К примеру, непосредственно в Иркутске перворазников практически не готовят. Там 2 часа отводится на теорию, а на следующий день прыжки. В день прыжков дается примерно 45 минут на практическую подготовку инструктором и вперед. Напомню, что в СССР подготовка занимала 3 месяца плюс медкомиссия. Сейчас времена изменились и требования существенно снизились.
13 марта, в пятницу, в 19 часов, группа на арендованном автобусе выдвинулась в сторону аэродрома Оек. Группа состояла из 12 чел.: 2 чел. с опытом и 10 чел. перворазников. К 11 часам были уже на месте. К этому времени там уже были желающие прыгнуть из Иркутска и Ангарска. Они стартовали в первых двух заходах. Тем временем нам был выделен инструктор, который в течение отведенного времени еще раз прогнал нас по основным моментам: отделение от самолета, работа в подвесной системе и приземление.
После всех необходимых процедур нас стали готовить к первому прыжку. Надели основной парашют, подцепили запасной, подобрали каску и провели проверку парашюта и работу его основных систем в несколько этапов. Помимо основного кольца за которое дергает парашютист непосредственно на основном и запасном парашютах есть несколько страховочных систем, которые срабатывают как по времени, так и в зависимости от высоты. Когда все было сделано, мы проследовали на посадку в наш Ан-2 (кукурузник).
Конечно, эмоции в этот момент зашкаливают. Все люди разные и у каждого они проявляются по своему. В общей сложности в течение дня группа совершила 20 прыжков в три подъема. Прыгали с разных высот: 900 м, 1100 м, 1500 м. С высоты 900 м и стабилизацией (свободное падание) в 3 сек. прыгнули все 12 чел., с высоты 1100 м и стабилизацией 10 сек. прыгнули 6 чел., с высоты 1500 м и стабилизацией 20 сек. прыгнули 2 чел.
В числе двух счастливчиков, которые совершили все три прыжка был и я. Поэтому постараюсь поделиться своими ощущениями. Каждый прыжок разный. Первый прыжок с 900 м я вообще не понял. Все происходит настолько быстро, что толком не успеваешь понять, что произошло. Страха высоты как такового не было. Смотреть вниз с 5-ти этажки гораздо страшнее, чем в открытую дверь самолета.
Во втором прыжке падаешь уже 10 сек., там дополнительно на запасной парашют цепляют секундомер. В момент выброски его включают, летишь 10 секунд, потом дергаешь кольцо. Но, больше всего в этом прыжке мне запомнилось то, что меня долго не выпускали, я стоял на краю самолета и смотрел вниз с высоты 1100 м порядка 10 секунд. Там мне этот момент показался вечностью.
Самым запоминающимся для меня стал мой третий прыжок и то как я следил за высотомером на руке выпускающего инструктора, когда цифры медленно приближались к отметке 1500 м., в этот момент мелькнула мысль, что ты уже сделал два прыжка, нафига тебе третий. Поскольку предыдущие два прыжка отпрыгал без каких-либо эмоций, то на третий шел уже с решением, что как только выйду из самолета буду орать.
Выпустили быстро, но 20 сек. падения это просто класс! Приземлился за границами аэропорта. В начале подумал, что придется видимо приземляться на лес, но нет, немного скорректировал полет, приземлился нормально, рядом с лесом.
Поскольку я оказался самым тяжелом, то меня выбрасывали всегда первым. К моменту, когда все мои товарищи приземлялись я уже успевал собрать парашют и отнести его на старт. Самое сложное во всех трех прыжках - это нести парашют по снегу назад. Вот в третьем прыжке и пришлось нести парашют до аэродрома в снегу по колено.
Группа отпрыгала хорошо, без травм. Открыли две запаски, но не из-за того, что что-то случилось экстраординарное. Нет. Просто после раскрытие основного парашюта два курсанта от волнения забыли, что нужно разблокировать запасной от автоматического раскрытия. Как результат, одному курсанту пришлось активно поработать ногами, что запасной парашют не ушел за спину и не пришлось приземляться горизонтально.
Сами прыжки стоят денег. Дорога туда и обратно обошлась в 3000 руб. Прыжок с высоты 900 м - 2200 руб., с высоты 1100 м - 2500 руб., с высоты 1500 м - 3000 руб. Оплата происходит по прибытию на аэродром Оек. Кстати, для тех кто прыгать не хочет, есть отличный аттракцион - 20 минут фигур высшего пилотажа на учебно-тренировочном самолете Як-52 за 6000 руб.
Прыжки закончили к 18 часам. Каждый курсант получил свидетельство о том, кто и сколько совершил прыжков. После чего погрузились в автобус и после небольшого банкета, выдвинулись домой. К обеду 15 марта, уставшие, но довольные прибыли в Усть-Илимск. По результатам поездки УИ ТРК подготовило репортаж, который был показан по местному телевидению 25 марта 2015 г.
(Репортаж УИ ТРК от 25.03.2015 г.)
Итак, состав авиакоманды УИО СДР, зима 2015, выглядит так:
Барахтенко Егор - 2 прыжка.
Брезицкий Руслан - 3 прыжка.
Голоутдинов Даниил - 2 прыжка.
Голоутдинов Тимофей - 2 прыжка.
Касянчук Юлия - 1 прыжок.
Куртиякова Елена - 2 прыжка.
Рысенков Николай - 3 прыжка.
Сапожкова Клавдия - 1 прыжок.
Халимбаров Андрей - 1 прыжок (с опытом).
Халимбаров Сергей - 1 прыжок.
Янюк Анна - 1 прыжок.
+1 прыжок совершил человек, который прибыл на место своим ходом.
Инструкторы УИО СДР: Дмитрий Бубнов, Владимир Орловский.
Новый (пятый) набор объявлен на 1 мая 2015 г. Организационное собрание пройдет в здании Усть-Илимского отделения Союза Десантников России, возле школы №15. Запись по телефону: 8-950-107-57-77. Ориентировочно, прыжки запланированы на 29-31 мая.