Предлагаю вам погрузиться в атмосферу малой авиации на примере перелёта по маршруту "Иркутcк-Усть-Илимск" на весьма нетипичном самолёте "Ан-28".
Международный аэропорт Иркутск
Воздушная гавань столицы восточной Сибири находится в черте города, что является несомненным преимуществом для пассажиров. Чтобы попасть сюда, вам не нужно платить таксистам втридорога и стоять в многокилометровых дорожных заторах.
Если вы путешествуете налегке, не устали после рейса и никуда не торопитесь, то до центрального района города можно не спеша дойти за 30-40 минут. В противном случае остановка общественного транспорта находится в двух минутах ходьбы от терминалов. Терминал внутренних линий после реконструкции в 2009-ом выглядит вполне презентабельно и не вызывает каких-либо неудобств.
(Аэрпорт Иркутск)
Прибыв ранним утром ко времени начала регистрации, направляемся к самому правому подъезду здания, заходим внутрь и проходим процедуру контроля безопасности. Пройдя через рамку металлоискателя, сразу оказываемся у стоек регистрации, не заметить их не возможно.
(Аэрпорт Иркутск)
Количества стоек регистрации хватает даже в утренние часы с пиковой нагрузкой, когда выполняются рейсы в белокаменную и в терминале становится многолюдно. Стойки drop-off, как и терминалов для самостоятельной регистрации, нет. Администрация аэропорта сочла их наличие нецелесообразным? Притом, что пассажиропоток растёт с каждым годом. На этом фоне кстати оказалась реклама авиакомпании Сибирь. Да, друзья, это ещё не Москва.
На первом этаже аэровокзала также расположены: агентство по продаже авиабилетов, бар, кофейня, банкоматы, торговые павильоны с сувенирной продукцией и вендинговые аппараты.
(Аэрпорт Иркутск)
Находим на табло наш рейс и, зарегистрировавшись, получаем посадочный талон.
Как видите, он без изысков. Кстати, на данный рейс пассажир может взять не более 10 кг багажа.
Теперь поднимаемся на второй этаж, где расположены зона ожидания, массажные кресла, сабвей, ещё несколько павильонов и, конечно же, входы на досмотр.
(Аэрпорт Иркутск)
Оперативно проходим контроль безопасности (сотрудники работают слаженно, обувь снимать не потребовалось) и попадаем в чистую зону, которая представляет из себя небольшой коридорчик, в конце которого расположены выходы на посадку.
Я не стал заострять внимание на подробном описании, что где находится и как это найти. Терминал небольшой, не заблудитесь.
(Аэрпорт Иркутск)
Авиакомпания. Рейс. Самолёт
Наш рейс выполняет авиакомпания "СиЛА" – сибирская лёгкая авиация. Это молодой перевозчик, осуществляющий коммерческие рейсы с 2014 года. Парк авиакомпании состоит из шести самолётов "Ан-28", которые перешли к ней от прекратившей свою деятельность "Регион-Авиа". В планах у "силы" пополнение парка самолетами L-410.
Рейс "СЛ-55" до Усть-Илимска выполняется по понедельникам, средам и пятницам. Вылет из Иркутска в 08:40. Лететь два с половиной часа. По прибытию в Усть-Илимск, самолёт сразу загружается пассажирами обратного рейса и возвращается в Иркутск.
Утром был снегопад, из-за непогоды наш рейс был задержан минут на 20. На перроне мы можем наблюдать желтый Ан-148 саратовских авиалиний, который вскоре улетит в Красноярск, а правее него расположены стоянки для самолётов местных линий, среди которых и наш шустрый аппарат.
(Аэрпорт Иркутск)
Когда пассажиров не много, в перроном МАЗе просторно.
(Аэрпорт Иркутск)
А вот и наш герой! "Ан-28" RA-28902, первый полёт совершил в 1991 году.
(Аэрпорт Иркутск)
Посадка и высадка пассажиров осуществляются через подфюзеляжный люк, расположенный в хвосте.
(Аэрпорт Иркутск)
Поднявшись на борт, вы оказываетесь в отсеке с полками для хранения багажа, за которым следует пассажирский салон, рассчитанный на 17 пассажиров.
Выбор места осуществлялся по принципу "садись где нравится". За мной заходили только техники, поэтому я оказался вместе с ними на последнем ряду, у аварийных выходов.
(Аэрпорт Иркутск)
Оттуда открывается вот такой вид. Видно крыло, двигатель и стойку шасси.
(Аэрпорт Иркутск)
Иллюминаторы большие, и в принципе обзор будет хорошим с любого места, но самым козырным, на мой взгляд, является место во втором ряду посередине. С этого места вы сможете увидеть всё то же, что видят пилоты, так как дверь к ним в кабину в полёте не закрыта.
Ну что, полетели?
Самолётик резво набрал высоту и взял курс на север. Питания естественно никакого не предлагалось, да оно на таком коротком рейсе ни к чему. Стоит отметить, что, несмотря на солидный возраст, салон выглядит чистым и ухоженным, все панели и уплотнители на местах, все лампы работали.
Сидения простые и удобные, ну по крайней мере для трёх часов полёта. Из-за сечения фюзеляжа, близкого к прямоугольному, внутри довольно просторно и ни о каких проявлениях клаустрофобии речи быть не может. Места для ног хватает. Впритык, но ноги не жмёт (у меня рост 185).
В кармашке обнаружилась инструкция по безопасности – распечатанный на офисном принтере и заламинированный лист А4.
Время в пути вы можете потратить на просмотр пейзажей за бортом (не забывайте поглядывать через фонарь в кабине пилотов, особенно на посадке).
А если повезёт, ваш смартфон будет ловить связь и вы сможете выйти в интернет (у девушки сидевшей впереди меня интернет работал). Судя по данным навигатора, скорость была в районе 340 км/час.
После спокойного перелёта подошло время посадки. Начало видео совпадает с пролётом над поселком Невон (его было бы видно, если бы я сидел с противоположной стороны), а на противоположном берегу сквозь расступающие облака мы успеваем заметить Усть-Илимский лесопромышленный комплекс. Мы снижаемся над Ангарой, делаем левый разворот и совершаем посадку на аэродром Усть-Илимска.
Зарулив на стоянку, пилот практически сразу выключил двигатели и можно было выходить.
Аэродром Усть-Илимска. Мысли вслух
Ступив на Усть-Илимскую землю, оказываемся на пустыре, потому что аэропорт….а вот такой он сейчас, некогда бывший очень достойным, имевшим телетрапы. Аэропорт принимал среднемагистральные пассажирские самолёты типа "Ту-154" (был рейс "Москва-Усть-Илимск-Иркутск") и "Боинг-757".
(Посадочная площадка "Аэропорт Усть-Илимск")
Время от времени поднимается разговор о строительстве нового аэропорта, но на сегодняшний день всё ограничено двумя вахтовыми бытовками. Одна отведена для работы администрации.
(Посадочная площадка "Аэропорт Усть-Илимск")
Вторая для досмотра пассажиров. Удобства на улице. Рейс СЛ-55 единственный, который выполняется на аэродром Усть-Илимска сейчас. Грустно. Вбейте в поисковике "аэродром Усть-Илимск", посмотрите фотографии, как было.
(Посадочная площадка "Аэропорт Усть-Илимск")
Хочется верить, что рейсы сюда будут выполняться и дальше, хотя бы в том виде, как сейчас. При цене билета в 4900 рублей это намного быстрее и комфортнее, чем ехать на автобусе (1700 рублей, 13 часов в пути). Опять же, в "Ан-28" много багажа не возьмёшь. Хотелось бы видеть на рейсах в Усть-Илимск Ан-24/26. У него такая же пассажировместимость, как у автобуса (50 человек) и нет таких ограничений с багажом, как у 28-ого.
От территории аэродрома до города (20 км) можно добраться только на личном транспорте, либо заказав такси. При этом, сотовая связь не всех операторов работает на территории аэродрома (мегафон работал, теле2 нет, про остальных не в курсе).
(Посадочная площадка "Аэропорт Усть-Илимск")
Напоследок проводим "антоху" в обратный рейс и двинемся в город.
(Посадочная площадка "Аэропорт Усть-Илимск")
Такой вид открывается на город и Ангару, когда стоишь на сопке в посёлке Невон.
Усть-Илимская ГЭС. Третья на Ангаре после Иркутской и Братской. Впечатляет.